Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Главная страница    Карта сайта    

Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Республика Калмыкия
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия-Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва (Тува)
Еврейская Автономная Область
Удмуртская Республика
Республика Хакасия
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Алтайский край
Забайкальский край
Камчатский край
Краснодарский край
Красноярский край
Пермский край
Приморский край
Ставропольский край
Хабаровский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Ивановская область
Иркутская область
Калининградская область
Калужская область
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Московская область
Мурманская область
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Псковская область
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Ульяновская область
Челябинская область
Ярославская область
Читинская область
Москва
Санкт-Петербург
Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Саратовская область  Достопримечательности     Регионы

Свято-Троицкий соборСвято-Троицкий соборСвято-Троицкий соборСвято-Троицкий соборСвято-Троицкий собор


Свято-Троицкий собор

Музейная площадь в Саратове – это уникальный ансамбль памятников архитектуры прошлого. Среди них наиболее древним является Троицкий собор, сооруженный безызвестными мастерами в конце XVII века.
В 1674 году Саратов с левого берега был перенесен на правый. Центром Саратова стала немалая по величине площадь, большее пространство которой позднее застроилось, а оставшаяся свободной малая ее часть носит теперь название «Музейная площадь». На этой площади располагались административные, правительственные учреждения, торговые ряды и обывательские лавки.
А центром площади стала небольшая соборная Троицкая церковь. Ее построили в 1674-1675 годах по благословлению митрополита Астраханского и Терского Парфения.
В городе часто бывали пожары. Троицкая церковь дважды весьма серьезно страдала от огня. В 1684 году она сгорела дотла. Год спустя, по благословлению Астраханского митрополита Савватия, храм был возобновлен деревянным строением. А через 10 лет началось строительство каменного храма. За год выстроен нижний Успенский храм.
Но в 1695 году в Саратове снова случился пожар, почти истребивший город. Каменная церковь от огня пострадала мало. Однако, материалы, заготовленные для строительства церкви, отдали погорельцам.
Храмозданную грамоту выдал астраханский митрополит Сампсон в 1697 году. С этого года в соборе начали вестись клировые книги. Верхнюю Троицкую церковь закончили строить только в 1701 году.
В 1712 году Саратов снова сгорел. Огонь причинил вред и Троицкой церкви. При восстановлении к ней были пристроены трапезные и открытая галерея вокруг верхнего храма.
В 1723 году закончилось строительство колокольни. А в середине столетия на ней установили единственные в городе механические часы с боем и музыкой. Хоть и со значительными перерывами часы работали до 40-х годов XIX века.
Собор вместе с городом неоднократно страдал в пожары. Пожары не проходили бесследно. В 1786 году Астраханский митрополит Антоний прислал грамоту, разрешающую даже разобрать церковь по причине ветхости. Однако саратовцы собор не сломали. Его только закрыли и богослужение перенесли в Крестовоздвиженскую церковь женского монастыря. В 1795 году в нижнем Успенском храме возобновилось Богослужение.
В 1798 году управляющий саратовской солевозной конторой М.А.Устинов на собственные деньги подвел под стены, начиная от фундамента, контрфорсы, по верх которых в уровне второго этажа устроил крытую каменную галерею, лежащую на арках, перекинутых с одного контрфорса на другой. Внутри, в обеих церквах, на его же собственные деньги были сделаны богатые иконостасы с великолепными украшениями. В 1804 году собор был открыт для богослужения, но и после этого он опять пострадал от пожара и был закрыт.
Для решения вопроса о состоянии собора из Петербурга в Саратов были присланы член строительного комитета МВД В.А.Фохт и архитекторский помощник И.Ф.Колодин, которые осмотрели собор и дали подробное заключение о ремонте, приложив к нему чертежи. Одновременно с ремонтом стен, крупных перекрытий и пр., они предложили изменить главный фасад, украсить его в уровне второго этажа портиком с фронтоном, оставив внизу существующую аркаду. Два таких же, но четырехколонных портика приезжие архитекторы планировали устроить на боковых фасадах.
Предложенный петербургскими архитекторами проект был слишком сложен и дорог, к тому же в Саратовском Строительном комитете вызвал разногласия. Поэтому, дальнейшее решение дела было передано на рассмотрение местного архитектора В.И. Суранова и тамбовского архитектора Н.В.Урюпина, присланного на время в Саратов. Под их руководством собор был восстановлен. В неизменном виде, если не считать небольшие переделки фасада, выполненные гражданским инженером В.А. Люкшиным в начале ХХ века, Троицкий собор сохранился до наших дней.
В 1836 году в нижнем Успенском храме на средства куца Ф.Я. Пулькина был устроен правый придел во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1837 году в том же нижнем храме иждивением Ф.Я. Пулькина был устроенлевый придел во имя апостола Иакова Алфеева, брата Господня, и преподобномученицы Евдокии. В наши дни этих приделов не существует.
В 1972 по 1976 годы под руководством лениградского архитектора Д.Е. Бабанкова проведена капитальная реставрация собора. Тогда купола собора были покрыты медью и позолочены.
Свято-Троицкий собор называют «памятником архитектуры XVIII века». Это и верно и не совсем. Основная постройка его здания завершилась в 1723 году. Строгая симметрия и гармоничная многоярусная композиция, сочетание темно-красных тонов стен и белого декора – действительно весьма характерны для XVIII столетия, когда господствующим направлением в церковной архитектуре стало так называемое московское или нарышкинское барокко. Этот стиль появился на рубеже XVII – XVIII веков как некая «встреча» традиционной храмовой архитектуры и пришедшего с Запада стиля барокко. От традиции – прямоугольная форма с полукруглой алтарной апсидой. Мощные арки и свет, проникающий в подкупольные окна, напоминают о древнейших подземельных христианских храмах. От барокко – мощная, словно воспаряющая к небу композиция собора и особо торжественный декор.
Но, присмотревшись, мы увидим и другие архитектурные стили. Например, портик с колоннами на фасаде собора, характерный для начала XIX века, для стиля классицизма. Или шатровую колокольню, восходящую к средневековой деревянной русской церковной архитектуре. Свято-Троицкий собор – не застывший памятник архитектуры какой-либо эпохи, он больше похож на летопись церковной истории.
Свято-Троицкий собор представляет собой тип корабельного храма: полукруглый, с алтарной апсидой он символически означает Церковь – ковчег спасения. Центральная часть храма – часто встречающаяся в русской архитектуре форма, которая называется «восьмерик на четверике». Восьмигранный объем символизирует жизнь будущего века – Царство Божие. Четвероугольное основание – знаменует день сегодняшний, современную вселенную. «Восьмерик», устремленный в небо, словно ведет за собой весьма статичный «четверик». Таким образом, богатство и пластичность форм как бы нарастает с высотой. Тонкие колонки по углам, ребра граней верхних архитектурных объемов, городки под карнизом, золотая луковица главы и золоченые подзоры образуют наряд, который заставляет воспринимать этот памятник как выражение радости, ликования. Этому способствует декоративность, создаваемая торжественно-пышными наличниками окон и затейливыми завершениями составляющих их элементов. Все это декоративное богатство создает неповторимый праздничный образ здания.
Свято-Троицкий собор замечателен уникальными росписями и иконами. Старинные изначальные росписи из-за пожаров сохранились мало. Лишь в нижнем Успенском храме остались фрагменты орнамента XVIII века. В основном же росписи храма относительно новые, сделанные в 1950 году. В те годы настоятель собора протоиерей Иоанн Цветков привлек к реставрации артель иконописцев из села Палех. Росписи обоих храмов Свято-Троицкого собора сделаны очень умной и одухотворенной кистью. Их отличает утонченная легкость рисунка и особенная гармония цвета. Это, несомненно, одно из самых выдающихся и, к сожалению, одно из самых последних созданий старой палехской школы. В 1950-1954 годы известным художником- палешанином П.Л. Париловым было написано также 40 икон, составивших иконостас верхнего Троицкого храма. В Свято-Троицком соборе пребывает список рублевской иконы Спасителя, который привезли с собой первые жители Саратова. В силу крайне беспокойной истории города, а возможно и по каким-то другим причинам, к началу XIX столетия саратовцы забыли о высоком значении этого образа. В это время икона висела в притворе, на южной стене собора, где обычно помещаются ветхие иконы. В 1812 году в собор пришел приказчик от рязанского купца Якова Михайлова. Хозяин его чудесно исцелился от болезни. Купец получил повеление свыше отыскать в саратовской Троицкой церкви образ Спасителя, отслужить перед ним молебен и изготовить для него серебряную ризу с позолотой.
Образ был обретен, и с тех пор пользуется особенным почитанием в Саратове. От иконы совершались многие чудотворные исцеления. В 1934 году при закрытии собора Образ Спасителя и список с него были изъяты, их передали в краеведческий музей. Когда храм заново открыли в 1942 году, одна из икон Спаса вернулась в Свято-Троицкий собор, где хранится и теперь.
В храме находятся также Иверская икона Божией Матери, чтимая икона Казанской Божией Матери, образы святителей Феодосия Черниговского и Иннокентия Пензенского и Саратовского с частицами святых мощей. В 2004 году в иконе прп. Серафима Саровского был найден ковчежец с частицей его одежды.
Гонения, начавшиеся в 1917 году, коснулись и самого Свято-Троицкого собора, и священников, служивших здесь. 30 сентября 1919 года был расстрелян настоятель храма протоиерей Геннадий Махровский вместе со священником Крестовоздвиженской церкви Олимпом Диаконовым. Их убили без всякой вины – просто по постановлению о «красном терроре». Площадь перед собором на долгие годы в церковные праздники стала местом издевательства над чувствами верующих. Лишь в начале 1970-х годов архиепископ Пимен (Хмелевской) вернувшись со службы записал в дневнике: «Впервые не было хулиганства на Пасху».
В 1934 году собор закрыли и обратили в музейное хранилище. Его вернули только через 8 лет, во время Великой Отечественной войны при епископе Григории (Чукове). Храм сразу стал центром сбора средств в помощь стране, сражающейся с врагом.
Первым настоятелем возвращенного храма был иеромонах Борис (Вик), впоследствии саратовский епископ. Во времена настоятельства о. Бориса Свято-Троицкий собор вновь обрел былой статус прихода для интеллигентов. Его прихожанами стали многие известные деятели науки и культуры.
До конца 1980-х годов Свято-Троицкий собор был один из двух действующих саратовских храмов. Имя его сделалось нарицательным: в Саратове «пойти в церковь» почти всегда означало «пойти в собор». До 2001 года Свято-Троицкий собор был кафедральным.
Во все времена в Свято-Троицком соборе сохранялись и развивались лучшие традиции православного церковного пения. В соборном хоре пели многие известные в Саратове люди. Пение за Богослужением в соборе отличает очень тонкое понимание музыкальной стороны исполняемых произведений, которые представляют собой церковное вероучение, воплощенное в единстве слова и музыки. В репертуаре хора сочинения Костальского, Чеснокова, Архангельского и многих других.
14 января 2005 года состоялась торжественная передача Саратовской епархии святыни, многие годы хранившейся в саратовском областном музее краеведения: уникального мощевика, датируемого серединой XVIII века. Мощевик содержит 132 частицы мощей святых евангелистов Матфея, Марка Луки, апостола Андрея Первозванного, пророка Даниила, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, великомучеников Георгия Победоносца, целителя Пантелеймона и многих русских подвижников. Обретение святынь – знак несомненно продолжающейся жизни старого собора и в новом, XXI столетии.
За трехсотлетний период существования Собор претерпел различные реконструкции, воздействие многочисленных пожаров. Как следствие, менялась конструктивная схема здания, снижалась его пространственная жесткость.
В течение последних пяти лет в рамках предпроектных работ сделано обследование Собора Святой Троицы и ведется контроль за его техническим состоянием.
Губернатором Саратовской области приняты два постановления по Свято-Троицкому Собору:
- от 11.04.97 г. № 303 «О мерах по спасению памятника истории и культуры XVII века Троицкого Собора в г. Саратове»
- от 21.10.97 г. № 282 «О мерах по сохранению историко-культурного наследия на территории Саратовской области»
В рамках данных постановлений подготовлено техническое заключение, разработаны предложения по реставрации и усилению памятника федерального значения.
В настоящее время на средства федерального и областного бюджетов проведено усиление фундаментов колокольни и собора, отреставрирована кровля. В нижнем Успенском храме ведется реставрация интерьеров.


О проекте     Попечительский совет     Партнёры     Новости     Гостевая книга     Каталог     Контакты

 
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
Разработка сайта: