Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Главная страница    Карта сайта    

Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Республика Калмыкия
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия-Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва (Тува)
Еврейская Автономная Область
Удмуртская Республика
Республика Хакасия
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Алтайский край
Забайкальский край
Камчатский край
Краснодарский край
Красноярский край
Пермский край
Приморский край
Ставропольский край
Хабаровский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Ивановская область
Иркутская область
Калининградская область
Калужская область
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Московская область
Мурманская область
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Псковская область
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Ульяновская область
Челябинская область
Ярославская область
Читинская область
Москва
Санкт-Петербург
Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Республика Бурятия  Достопримечательности     Регионы

Спасо-Преображенский соборСпасо-Преображенский соборПосольский монастырь XVIII векПосольский монастырь 2003 г.Посольский монастырь 2001 г.


Посольский Спасо-Преображенский монастырь на озере Байкал
 
Появление Посольского Спасо-Преображенского монастыря связано с историей основания по указу царя Федора Алексеевича в 1681 г. миссией игумена Феодосия Троицкого Селенгинского монастыря. Первоначально на этом месте, ставшем своеобразной заимкой для Троицкого Селенгинского монастыря, была поставлена часовня.
Название «Посольский» монастырь получил в связи с захоронением здесь участников русского посольства под руководством Ерофея Заболоцкого, направлявшихся в «мунгальскую землю» к Цысан-хану и зятю его Турукаю-Табуну и нашедших на берегу Байкала свою смерть.
Удобное место расположения способствовало не только быстрому развитию обители (с 1700 г. она начала именоваться пустынным Посольским монастырем), но и обретению самостоятельности (разрешение на нее дал Петр I, и в 1709 г. из Иркутской приказной избы последовал указ о наделении монастыря собственной землей).
Тогда же, в начале XVIII в. купец-меценат Г.А.Осколков начал подготовку строительства в монастыре каменного собора. Был заготовлен кирпич, выполнен иконостас, приобретены золото для золочения крестов и иконостаса, книги, утварь, колокола. В 1714 г. Г.А.Осколков, возвращаясь с торговым караваном из Китая, умер в Посольском монастыре, что помешало начать строительство собора из кирпича. Вместо этого, в 1718 г. с разрешения Сибирского Митрополита была выстроена деревянная Спасо-Преображенская церковь.
В 1724 г. была сделана попытка приписать Посольский монастырь со всеми угодьями к Иркутскому Вознесенскому монастырю. Сибирский митрополит Анатолий и генерал-губернатор Долгоруков подали прошение о сохранении независимости монастыря, как наиболее удобного места для отправки караванов и посольств в Китай.
В феврале 1727 г. Сенат издал Указ о независимости и особом положении Посольского монастыря.
Пожар 1789 г. уничтожил две деревянные монастырские церкви — Знаменскую и Преображенскую. После пожара больничные кельи монастыря были перестроены под церковь Николая Чудотворца.
В 1771 г. возобновлено строительство каменного двухпрестольного Спасо-Преображенского собора. Уже через год состоялось освящение нижнего храма Знамения Богородицы, а в 1778 г. — верхнего, во имя Преображения Господня.
Декор Посольского Спасо-Преображенского собора неповторим и вобрал в себя все лучшее, что было достигнуто мастерами русского барокко XVIII века. Этот собор — первый каменный храм в Забайкалье (Одигитриевский собор в г. Улан-Удэ хоть и «начат строительством раньше», но закончен был позднее). В 1817-1819 гг. своды и стены собора были расписаны сценами из Ветхого и Нового Заветов.
Благосостояние монастыря в последующие десятилетия определялось повышением его статуса. В 1820-х годах игумен монастыря возведен в достоинство архимандрита, в 1822 г. в монастыре разместился викарный Епископ. С 1836 г. монастырь переведен во II-й, более высокий класс штатного расписания. В 1862-1870 гг. монастырь служил резиденцией начальника Забайкальской духовной миссии. С 1862 г. здесь действовало «училище для инородческих детей». В эти годы помимо капитального обновления Спасо-Преображенского собора и Никольской церкви была закончена каменная ограда монастыря и возведены Святые врата. Удлиненный четырехугольник территории был обнесен глухой стеной протяженностью 200 саженей (около 427 м) с пятью башенками. Святые Врата заняли место калитки в западной стене, южнее собора, и фасадом были обращены к Байкалу. К воротам вела лестница из четырех маршей по шесть ступеней.
В 1868 г. за оградой монастыря рядом с местом захоронения посла Заболоцкого была возведена каменная часовня. Тогда же с западной стороны площади у морской пристани построили гостиницу для проезжающих, близ нее — зимовье и амбар для склада товаров. После длительного перерыва уже в 1900-х годах в ограде южнее собора построили двухэтажный деревянный братский корпус. В монастыре действовали библиотека, иконописная мастерская, больница.

Архитектурный комплекс Спасо-Преображенского монастыря
Посольского монастыря складывался постепенно, без заранее разработанного плана. Место было выбрано очень удачно. Для путешественника, преодолевавшего зимой на санях или летом на баркасе пространство Байкала, он являлся ориентиром, обозначавшим место продолжения почтового тракта. Все путешественники ХVIII-ХIХ вв. отмечали красоту и выгодное расположение Посольского монастыря. Эти особенности были присущи ансамблю, когда он был еще деревянным. Так, ученый и путешественник И.Г. Гомельский в 1735 г. писал: «Хотя он построен только лишь из дерева, он весьма представительный, если его рассматривать с озера».
Еще выразительнее стал образ монастыря после возведения каменных церквей, ограды. «Его белые стены очень красиво выделяются с моря, как какая-нибудь крепость». Посольский монастырь даже в годы своего процветания не отличался многолюдностью. Иногда в нем оставалось всего несколько монахов.
В разные годы монастырь посещали русские послы С. Рагузинский, Л.Измайлов, известный ученый-натуралист П.Паллас, ученый и путешественник С.П.Крашенинников, генерал-губернатор Восточной Сибири М.М.Сперанский, декабристы братья Бестужевы, иностранные путешественники и ученые.
Святынями Посольского монастыря считались чудотворная икона Святителя Христова Николая Голоустенского и икона Знамения Богородицы. Также в серебряной раке здесь почивали мощи (часть кисти) святого Симеона Верхотурского.
С 1902 г. монастырь стал женским, имел подворье в г. Верхнеудинске. Также было построено два свечных завода, снабжавших свечами все Забайкалье. После закрытия монастыря в 1920-х годах здания использовались под клуб, школу, больницу для психически больных детей. В этот период храмы были обезглавлены, ограда монастыря, Святые врата и многие другие объекты монастырского комплекса разрушены.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г. Посольский монастырь поставлен на государственную охрану как памятник культурной архитектуры федерального значения, но реставрационные работы не проводились, поскольку долгое время не решался вопрос с выводом с его территории детской психиатрической больницы.
К началу 90-х гг. ХХ века на территории комплекса сохранились существенно перестроенные Спасо-Преображенский собор и Никольская церковь. Православный приход вновь зарегистрирован в 1995 г., комплекс построек передан в бессрочное безвозмездное пользование Бурятскому Благочинию Русской Православной церкви. Из фондов Музея истории Бурятии Посольскому монастырю переданы две памятные чугунные доски, изъятые в 30-х гг. Одна из них ранее находилась на могиле Ерофея Заболоцкого, другая была установлена в ознаменование основания монастыря.
В монастыре начаты ремонтно-реставрационные работы. Восстановление комплекса осложнено тем, что памятник располагается на площадке, имеющей 9-балльную сейсмичность. Основные средства необходимы для усиления конструкций Спасо-Преображенского храма.
В 2002 г. силами специалистов института «Улан-Удэархпроект» произведена ее корректировка и выполнен генплан монастыря на общую сумму 200 тыс. руб. за счет средств федеральной целевой программы «Культура России 2001-2005 гг.».
В ходе археологических работ на территории комплекса выявлены могилы членов посольской миссии, границы ограды, места размещения угловых башен, Святых Врат, часовен в память Заболоцкого и Осколкова. Создан попечительский совет по возрождению Посольского монастыря, в который вошли представители Министерства иностранных дел России, Правительства Республики Бурятия, российской общественности. Действует благотворительный фонд.
Каменный Спасо-Преображенский собор был заложен двупрестольным, чтобы поместить в одном здании обе сгоревшие в 1769 г. церкви: в верхнем этаже — во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а внизу — Знамения Пресвятой Богородицы. Храм начали строить в 1773 г. Освящение нижней церкви состоялось в 1774 г., верхней — в 1778 г.
Эмоциональная выразительность объемно-пространственной композиции здания создается благодаря противопоставлению и единству высотных объемов колокольни и церкви. Вместе с тем было достигнуто динамическое равновесие масс: колокольни, меньшей по размерам в плане, но более высокой, и солидного объема храма. В архитектуре Спасо-Преображенского собора отчетливо видны элементы, унаследованные от предшествовавшего деревянного зодчества. Однако таких черт здесь меньше, чем в архитектуре Верхнеудинского Одигитриевского собора, строившегося в то же время. Следует отметить характерную особенность архитектуры собора: все проемы трапезной и храма имеют горизонтальные прямые перемычки, что при их объединении в тройные группы, подчеркивает горизонтальные членения объемов. В убранстве собора заметным элементом являются полукруглые фронтончики, разрывающие горизонталь карниза трехъярусного объема храма.
Архитектуру собора отличают светлые празднично изукрашенные орнаментальной вязью стены, подчеркнутая взаимозависимость горизонталей и вертикалей, необычно большие, рядом поставленные проемы. Эти черты придают храму чрезвычайно «мирской«, полный радостного отношения к жизни облик чуждый всякой мистики.
Спасо-Преображенский собор является замечательным сооружением и в техническом отношении: это была первая законченная постройка из камня в Забайкалье.
Спасо-Преображенский собор — уникальный памятник архитектуры ХVIII в., выдающееся достижение творческого гения русского народа в Сибири.

Никольcкая церковь
Ее возведение началось в 1802 г. севернее Преображенского собора. В 1812 г. новая каменная церковь была освящена во имя святителя и чудотворца Николая. Об архитектуре церкви судить трудно, поскольку важнейшие части здания не сохранились.
Обработка стены и проемов отличается наивной непосредственностью. Судя по описаниям, такими же были остальные элементы ее архитектуры. Дело в том, что стены первой части здания клали с перерывами, «когда возвели своды — они упали тут же». Вместо них сделали плоский потолок и четырехскатную тесовую крышу, которая сгорела перед освещением.
Роспись стен и потолка была уничтожена во время капитального ремонта в 1860-х гг. и возведен фальшивый деревянный свод. С запада к церкви пристроили каменное открытое крыльцо. Тогда же новые входы по центру южного и северного фасадов храма архитектурно выявили «деревянные фронтоны с такими же колоннами оштукатуренные», видимо, четырехколонные портики. Очевидно, последние перестройки придали церкви элементы русско-византийской архитектуры, господствовавшие в то время.


О проекте     Попечительский совет     Партнёры     Новости     Гостевая книга     Каталог     Контакты

 
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
Разработка сайта: